Сообщающиеся сосуды

Pоссийская перфомансистка Катрин Ненашева организовала фотолабораторию в одном из московских психоневрологических интернатов. Проект помогает наладить связь между пациентами медицинского учреждения и обитателями внешнего мира.


По словам арт-активистки, участники еженедельных встреч знакомятся с героями фотографий, придумывают истории, снимают друг друга, пытаются узнать что-то новое о себе и осознать себя через процесс съемки. Те, кто живет в четырех стенах устанавливают связь с теми, кто проводит время на свободе, через альбом. Название сборника снимков — «Я люблю вас за красоту-за красоту». В нем можно оставить свою фотокарточку, записку для пациента интерната, поделиться чем-то важным. Соавторы альбома высказываются на разные темы. К примеру, первая неделя работы фотолаборатории была посвящена «особенным» частям тела и связанным с ними историям. Пространство разделилось на «Здесь» (фотографии из Facebook и «ВКонтакте», а также сделанные в городе и вклеенные в альбом) и «Там» (снимки внутри периметра светло-голубого забора интерната).

При выборе «особенной» части тела, мужчины и женщины выбирали те детали, которые так или иначе связаны с переживанием боли. Пациентка Таня решила сфотографировать ноги, «которые болят, и на которых сложно ходить», Антон — свои вывернутую ногу, находившуюся в движении, Коля — губу, которая раньше была заячьей, а сейчас восстановлена, Андрей — шрам от недавнего операционного пореза. Никто из жителей интерната не выбрал своей особенной частью тела глаза или мозг, что было характерно для друзей Катрин Ненашевой в социальных сетях и реальной жизни. Художница заметила, что жители мира «Здесь» чаще всего делают селфи, в то время как люди, проживающие в ПНИ, гораздо меньше эстетизируют свой образ и свои части тела.

Требуется угадать, где сделан кадр, «Здесь» или «Там»

У Марины есть ее личная поза — закрытое руками лицо. Так она фотографируется на всех занятиях, связанных с темой тела. Долгое время девушка не могла объяснить, что символизирует эта поза, но позже, на очередном обсуждении снимков, Марина вспомнила: «Мне больно от того, что мама умерла. Когда умерла мама, я так плакала. Уже прошло восемь лет». На одной из фотографий сразу две девушки — Таня и Люба — узнали свои части тела. Выяснить, чей именно палец изображен на снимке, Тане удалось через воспроизведение в памяти процесса съемки. Антон всмотрелся в кадр и неуверенно покачал головой. Немного подумав, мужчина выбрал кадр своего авторства, параллельно рассказал, какие снимки сделал еще. Покадровое проговаривание процесса съемки ведет к осознанию этого процесса и, прежде всего, утверждению действия. Это особенность закрытого пространства.

Жители интерната убеждены, что «в городе» люди красивее просто потому, что они находятся «на свободе». Любое отличие «интернатных» от «вольных» обусловлено наличием забора между реальным и стационарным мирами, и каждый из пациентов по-своему утверждает эту границу.

Темой следующей недели стало личное пространство. Ненашева попросила пользователей social media прислать ей фото в своей комнате, личном углу, рассказать, что значит это место, а в ответ пообещала поделиться снимками, сделанными в лечебном заведении. При съемке приватных зон в интернате мужчины и женщины обращали внимание на пространства, связанные с ясным процессом: умыванием, приемом пиши, получением пенсии, разговорами по телефону. Во время съемок они пытались реально воспроизвести набор тех или иных действий, и съемка фактически превращалась в перфоманс.

Пациент Сергей позирует на фоне иконы в столовой. Снимал Антон, житель ПНИ.
Пациент Сергей позирует на фоне иконы в столовой. Снимал Антон, житель ПНИ

Следующим этапом работы фотолаборатории стала первая большая выставка, которая объединит все сделанные снимки в единое целое. Обитатели интерната лепили, рисовали, раскрашивали, но самостоятельно расположить эти объекты в пространстве не могли. Катерина Ненашева заметила, насколько для жителей закрытого пространства важен контекст процесса в том или ином действии, будь о повседневные, творческие или рабочие занятия. Позируя, пациенты, как модели, каждый раз пытаются осуществить какое-то действие, изобразить его процесс. Это могло быть вышивание, раскрашивание, умывание, получения пенсии в кассе. Это относится и к позированию, и к съемке, и к просмотру фотографий на экране камеры. В лаборатории появился новый вид связи с внешним миром — звонок через Skype.

Начать решили с коллективного процесса чистки зубов, так как на одном из занятий девушка Лиза попросила сфотографировать процесс чистки зубов «на воле». Гигиеническую процедуру пациенты не выполняют, потому что не знают, как, или находятся без движение. Гнилые зубы, по мнению мужчин и женщин, — один из главных признаков их «некрасивости». Увидев на экране нового человека, «интернатовские» не задали вопросов о процессе его появления в их реальности. В процессе чистки зубов они больше наблюдали за гостем на экране, нежели друг за другом. После непродолжительной паузы в несколько секунд жители ПНИ, столпившиеся у экрана, стали коллективно махать в этот экран. Затем попросили героиню приехать, говорили, что здесь ей будет интересно и хорошо. Еще через семь дней пациенты расчесывались по Skype, а темой недели стало перемещение в общественном транспорте.


Катрин Ненашева решила показать своим подопечным снимки из метро. Обсуждали серию «#Подземелье» фотохудожницы Sophia Danielle Slonim, под впечатлением от которой участники фотолаборатории перешли к разговорам о состоянии страха. Оказалось, что Вика боится метро, потому что там «мало места и в любой момент все могут поругаться из-за того, что хотят сесть». Кате запомнился момент, когда поезд, в котором она ехала, остановили под угрозой взрыва, состояние в «ожидании взрыва» часто случается с девушкой в вагоне. Образ метро выстраивается у мужчин и женщин ситуационно: «какие-то памятники на Площади революции», «море, к которому мы ехали на вокзал», «бесконечные ряды сидящих людей». В разговоре выяснилось, что для некоторых передвигаться самостоятельно в метро довольно сложно: «ноги не держат», «качаешься».

На этой неделе пространства «Здесь» и «Там» объединит ощущение раздражения. Участникам проекта по обе стороны от светло-голубого забора интерната предложено зафиксировать процесс, явление, объект и субъект. Снимки по сложившейся традиции можно оставить в комментариях под постами Катерины Ненашевой в Facebook и во «ВКонтакте», а также вклеить в общий фотоальбом «Я люблю вас за красоту-за красоту».

Прочитайте и другие материалы в рубриках: Инсайд.