Парфюмер Янина Якушева планирует запуск нового бренда и, возможно, станет одним из немногих российских авторов, кто с нуля создаст химическую формулу и композицию будущих ароматов.
Мама была медсестрой на заводе, часто брала меня с собой, поэтому одним из впечатлений детства был, скорее, запах мазута, нежели аромат цветущего сада. Я мечтала, когда вырасту, стать представителем многих «странных» профессий, начиная от археолога и заканчивая (после популярного на тот момент сериала) дрессировщиком касаток. Интерес к биологии и анатомии определил выбор высшего образования в пользу медицины. Возможно, мне стоило затеряться где-то в экспериментальных проектах, связанных с медициной, но этого не случилось. Однажды я оставила должность в медуниверситете, рискнув посвятить все свободное время личным проектам. Свой первый аромат я создала три года назад. Можно сказать, что это был тот продукт, который впервые понравился мне самой. До этого момента экспериментировала, смешивала в различных пропорциях натуральные эфирные масла.
Я благодарна тому, что в моей жизни появились люди, которым эти работы показались интересны. Если бы не мои друзья, возможно, сейчас бы занималась совершенно другим делом, потому как увлекал меня на тот момент не запах как таковой, а суть эксперимента, то есть, сам процесс создания продукта. Признаюсь, в нашей стране очень сложно изготовить красивый флакон для духов. Проблематично закупить небольшое количество стеклотары, и заветные бутылочки чаще всего продают посредники, которые в несколько раз завышают розничную цену. Для марки Yanina Yakusheva было важно создать флакон с собственным дизайном, одним из таких решений стал английский фарфор. Емкости делали в местной студии, также я напечатала несколько элементов декора на 3D-принтере.
В России работает множество парфюмеров, которые не имеют профильного образования. Это не было бы возможно, если бы в нашей стране не открылись магазины, которые стали продавать профессиональные ингредиенты для парфюмерных композиций. Среди авторов духов есть художники и другие творческие люди. История знает примеры и успешных самоучек, и профессионалов, посвятивших приличное количество времени обучению. При желании можно стать учеником Школы парфюмеров в Санкт-Петербурге, либо окончить французский Grasse Institute of Perfumery. Однако лишь рынок определяет, кто из парфюмеров в итоге завоюет любовь покупателей.
В нашей стране сложно продавать ароматы легально, парфюмерия имеет статус авторской, и на коммерческий успех продукта влияют творческие способности его автора. Я бы не стала сравнивать нишевую парфюмерию с концептуальной модой, так как у fashion-индустрии есть мощный аргумент — визуальная составляющая. Фотографию изделия можно выложить в Instagram и узнать мнение подписчиков. С ароматом сложнее, так как при отсутствии личного контакта все, что у нас есть — текстовое описание компонентов и нот. Передать запах через цифровые устройства пока невозможно. Принимая во внимание ограниченный тираж композиций, можно сказать, что творения, в основном, вращаются вокруг своего создателя.
Нишевая парфюмерия сегодня популярна. Это произошло вовсе не из-за того, что у публики стали развиваться новые вкусы. Селективная продукция представлена в крупных торговых сетях в сегменте «премиум», и это привлекает покупателей. Мало, кто оценивает художественную составляющую духов, представленных на полках магазинов. В нашей стране составляющими успеха являются выразительная цена, дорогая упаковка с изысканными элементами декора и количество пользующихся парфюмом персон.
На себе я стараюсь не носить никаких ароматов. Какие-то духи просто стоят на полке со времен их покупки. Я знаю, что многим хочется иметь у себя дома ароматы, обладать ими. Это своего рода фетиш, но я отнюдь не коллекционер. Мне нравится отдавать и дарить свои произведения. При этом могу испытывать беспокойство, если не знаю, кому они достались, либо совершенно точно попали, на мой взгляд, «не к тому» человеку. Муж и друзья постоянно тестируют новые работы и проверяют, как они будут вести себя и раскрываться в течение дня. Понятие гендера аромата при этом отсутствует.
ГОСТом установлено: стойкость туалетной воды должна быть не менее 40 часов, а одеколона — не менее суток.
Бытует мнение, будто стойкость аромата является синонимом качества. Это далеко не так, хотя ГОСТом установлено: стойкость туалетной воды должна быть не менее 40 часов, а одеколона — не менее суток. Таких показателей не могут достичь многие продукты, которые продаются в магазинах парфюмерии. Исключение составляют арабские духи, в которых содержатся мускусные, амбровые и древесные ноты. Мне бы хотелось, чтобы люди предпочитающие художественную и нишевую парфюмерию, могли в своей оценке отойти от шаблонов, ведь в этом сегменте расставлены совершенно другие акценты. Задача автора композиции — опираться на глубину своих ощущений, новизну, а не думать о том, как долго будет «сидеть база» на холодной коже покупателя, если это, конечно, не часть художественного замысла. По большому счету потребительские качества нишевой парфюмерии не будут главным аргументом.
У бутиков нишевых ароматов есть свои покупатели, которые отдают предпочтение более понятным композициям. К таким не относятся мои творения, хотя они безусловно принадлежат к категории ready-to-wear. Для меня важна грань между новым, странным, но в тоже время эстетичным, тонким. Грубый эпатаж в парфюмерном искусстве, да и не только в нем, я часто воспринимаю как примитивный способ манипуляции покупателями. На мой взгляд, подобный агрессивный маркетинг в долгосрочной перспективе только вредит бренду.
Одним из самых необычных ароматов, которые я слушала, стали духи, сочетающие в себе запахи копченой рыбы и горелого дерева. Носить на себе подобный парфюм можно, но это будет, на мой взгляд, определенным проявлением маргинальности. Многосложные, натуральные ноты также не входят в мое представление об эстетике. Не люблю сочетания большого количества, натуральных компонентов. Это делает архитектуру аромата незаметной и превращает звучание продукта в сплошную какофонию. При лаконичном использовании природные ингредиенты выгодно усложняют аромат. Другими словами, мне ближе минимализм.
Еще одно мероприятие, посвященное арт-парфюмерии, — проект The Scent. Он проходит в Дубае. Ожидается, что арабская выставка займет выгодное место среди таких известных и важных для индустрии мероприятий как TFWA (Канны и Сингапур), Esxence (Милан), Fragranze (Флоренция), Messe (Дюссельдорф), Intercharm (Москва). Куратором новой экспозиции является президент Fragrance Foundation Arabia Шахзад Хайдер. Главой консультационного совета The Scent была назначена культовый парфюмер Шанталь Роос, и от нее в Дубае зависит практически все: от списка экспонентов до дизайна стендов, концепции и мельчайших деталей. Именно она подтвердила мое участие после отбора. Один из ароматов, который я представлю в ОАЭ, будет перекликаться с сокровенной женской красотой. Специально для этой концепции нами подготовлена особая, довольно провокационная скульптура, которую, надеюсь, удастся показать.
В настоящее время я работаю над проектом нового парфюмерного бренда. Пока речь идет о трех ароматах : для девушек и для женщин, а также для мужчин Ключевой особенностью марки должно стать то, что рецептура композиции будет создана российским автором. Поясню: в Россию завозятся готовые концентраты и единственное, что мы можем, так это подробно заполнить бриф для западных коллег, указав направление и качества аромата. Я пытаюсь найти решения и возможности для создания именно местного продукта. Это очень сложный проект.
Чем популярнее комбинация компонентов в представлении обывателя, тем ниже шансы встретить
это сочетание в моих ароматах
Мне не приходится воспитывать аудиторию. Более того, невозможно изменить мнение человека, который воспринимает парфюмерию как дополнительный аксессуар в своем образе. У покупателей моих работ есть собственное представление о прекрасном, и оно отличается от того, что навязывает массовая культура. В созданных мной духах вы не встретите односложные и понятные оттенки, например, аромат розы в чистом виде и часто я использую конфликт акцентов. Чем популярнее комбинация компонентов в представлении обывателя, тем ниже шансы встретить это сочетание в моих ароматах, и тем менее интересен этот человек для меня как покупатель.
Над чем мне по-настоящему интересно трудиться, так это над сочетанием выраженных фруктовых нот и цветочных, ведь технически довольно сложно не перейти грань с пошлостью и излишней милотой.
Я продаю готовые ароматы и не создаю композиции под конкретного клиента. Исключение составляют друзья, чьи слабости мне известны. Занимаясь творчеством в концептуальном формате, всегда пишу формулу с нуля и использую ингредиенты, с которыми хочется поработать. Это своего рода «джазовая импровизация». Таких «экспериментов», находящихся во во флаконах объемом 30 и 100 мл, больше сотни. Из них повторно были изготовлены около пяти ароматов. Мои клиенты достаточно креативны по своей натуре и сами не просят делать «дубли».
Одновременно с этим я сотрудничаю с компанией «Ладаника», которая запустила творческий проект, объединяющий российских парфюмеров вокруг одной идеи — интерпретировать в ароматах родные края. Я создала духи «Дыхание лета», в которых чувствуется аромат цветов липы и акации в разогретом воздухе. Нотами выбраны липовый цвет, акация, иланг-иланг, нарцисс, пачули, ваниль, яблоко, амбра, сандал и мускус. Откровенно говоря, для меня ближе работа без брифа, без тестирования продукта на фокус-группах.