Новый черный

Профессор Джеймс Мориарти, герой произведений Артура Конан Дойля, в одном из эпизодов телесериала «Шерлок» произносит фразу: «Dead Is The New Sexy». С помощью всего одного предложения персонажу удалось сформулировать, пожалуй, самую неочевидную характеристику моды: часто fashion не только сопровождает человека в течение жизни, но и провожает в последний путь.

Как в СССР не было секса, точно так же отсутствовало понятие похоронной моды. До сих пор мужчин-покойников принято одевать в темный костюм с рубашкой и галстуком, а для усопших-женщин следует подготовить одежду светлых тонов: длинную юбку с кофтой или платье. При этом обувь должна быть мягкой и часто без подошвы.

Умерших англичан могут похоронить в crazy coffin: в деревянной пинте пива или, например, в гигантском хот-доге, с деревянным луком, кетчупом и горчицей.

В Великобритании ситуация обстоит иначе. Здесь не только более развит рынок ритуальных услуг, но и мертвецы на порядок моднее. Туманный Альбион подарил нам такие бренды как Paul Smith, Burberry, ASOS. Улавливаете связь? В Англии и сами похороны издавна являются важным социальным явлением. Об этом открыто заявили создатели экспозиции «Смерть ей к лицу: век траурного наряда» (Death Becomes Her: A Century of Mourning Attire), которая впервые прошла в Метрополитен-музее. Экспозиция включала в себя костюмы, начиная с редких экземпляров начала XIХ века, периода, когда выбору платья для посещения похорон относились серьезно, а для каждого этапа траурного периода предполагался строго обозначенный вид одежды.

Фото: архив Metropolitan Museum of Art
Фото: архив Metropolitan Museum of Art

Кураторы проекта назвали собрание нарядов исследованием взаимосвязей высокой моды и траурного ритуала, того, как он выражался с помощью тканей и с течением времени матовая поверхность сменялась более глянцевой, добавлялись определенные оттенки или даже легкий абстрактный рисунок. Носить черное облачение, полностью покрытое крепом, необходимо было один год и один день. Затем можно было выбрать платье с отделкой из крепа, а после разнообразить траурный гардероб такими блестящими тканями, как тафта или муар. Еще одной из целей экспозиции, по мнению ее авторов, являлось исследование всей моды тех времен в разрезе траурных платьев, так как именно с помощью траурного наряда можно было определить статус его обладательницы. У представителей дворянства и аристократии период скорби мог занимать несколько лет. Состоятельные англичане могли позволить себе украшения с гагатом, которые через время сменялся жемчугом и аметистом.

Фото: Metropolitan Museum of Art

В наше время самым стильным и трагическим дефиле в Лондоне по праву считается прощание с дизайнером Александром Маккуином. Проводить его в последний путь пришли модели Наоми Кэмпбелл (Naomi Campbell), Кейт Мосс (Kate Moss) и Аннабель Нейлсон (Annabelle Neilson), модельер Стелла МакКартни (Stella McCartney), светская львица Дафна Гиннесс (Daphne Guinness), главный редактор американского журнала Vogue Анна Винтур (Anna Wintour) и другие знаменитости. Церемониальная процессия напоминала fashion-показ, настолько стильно были одеты ее участники.

Дафна Гиннесс, наследница империи Guinness

«Похороны — единственное светское мероприятие, на которое можно прийти без приглашения», — произнес в свое время французский филантроп Эдмон де Ротшильд. Близок день, когда траурное событие начнут организовывать известные event-менеджеры, а будущие покойники еще при жизни давать указания: в какой позе из йоги положить их хладный труп в гроб, какие цветы возлагать на могилу. Дополнительно потребуется утвердить стилиста по волосам, дизайнера платья и визажиста. Будет важно согласовать плейлист и текст поста в Instagram.

Определенную цикличность моды иронично подтверждает тот факт, что британская студентка Тина Горянк (Tina Gorjanc) планирует создать, используя ДНК модельера Александра Маккуина, искусственную кожу и сшить из нее куртки, сумки и рюкзаки коллекции The Pure Human. Сам Маккуин, который покончил с собой шесть лет назад, вероятно, был бы не против: в своей первой коллекции Jack the Ripper Stalks His Victims он использовал собственные волосы. Пока противоречивый проект находится в стадии разработки, однако уже созданы прототипы аксессуаров из свиной кожи.

Фото: The Metropolitan Museum of Art
Фото: The Metropolitan Museum of Art

Возвращаясь к традициям нашей страны, последовательницами современных свадебных трендов могут стать незамужние девушки, ведь их полагается хоронить в подвенечном наряде. Такая традиция зародилась несколько веков назад, когда родители буквально сразу после рождения девочки собирали ее будущее приданое, в том числе заранее шили платье или подготавливали материалы для него. Так что сегодня покойницей в белоснежном наряде от Oscar de la Renta, Vera Wang или краснодарского дизайнера Ксении Кальмук никого не удивишь.

Фото: кадр из мультфильма «Труп невесты» режиссера Тима Бертона

Тем временем британская косметическая компания Illamasqua превратила похороны в настоящий beauty-ритуал. Оригинальная услуга получила название «Последний акт самовыражения» (The Final Act of Self-Expression). Суть процедуры в том, что профессиональный визажист поможет усопшему выразить свое «Я», буквально не вставая из гроба. Накладные ресницы, татуаж, окрашивание волос или даже стилизация образа под стать любимому персонажу — любой каприз в последней воле обойдется в сумму от 450 фунтов стерлингов, это около 40 000 рублей.

Фото: архивы компании Illamasqua

О наряде мертвого трендсеттера позаботится австралийский дизайнер Пиа Интерланди. Модельер создала одежду для погребения haute couture. В предметах гардероба, которым, к слову, не нужно быть удобными и скроенными по фигуре, используются ткани, способные быстро разлагаться. В основе погребального наряда, разработанного Интерланди, лежат саваны, напоминающие чехлы или кимоно. Их слоями раскладывают в гробу, поверх тканей кладут тело, а затем части, предназначенные для лицевой стороны, перекидывают на живот и связывают шнурами. На ноги и руки одеваются особые мешки с завязками, а сверху тело покойного накрывается полупрозрачной вуалью. Один такой комплект стоит менее сотни долларов.

Дизайнер Пиа Интерланди демонстрирует использование инновационной погребальной одежды

Сегодня покойницей в белоснежном наряде от Oscar de la Renta, Vera Wang или краснодарского дизайнера Ксении Кальмук никого не удивишь.

У профессионалов ритуального бизнеса в России есть свое мероприятие — выставка «Некрополь», проходящая в Москве и на Урале. Здесь можно встретить luxury-гробы из африканского красного дерева, футуристические капсулы для тел VOYAGER серии One и неоклассические саркофаги, дизайном напоминающие роскошные яхты, из коллекции Dreamer. Покоиться с миром состоятельным жителям нашей страны помогают также изделия, обтянутые кожей аллигатора снаружи и обитые мехом норки внутри, с деталями из муранского стекла. Зачем загробному миру кристаллы Swarovski, сусальное золото и серебро, никто не скажет.

 

Понять загадочную русскую душу смогут только разве что жители Ганы. Здесь гробы изготавливают в виде животных, мобильных телефонов, ботинок, бутылок газировки и все, чего душе угодно. Тело того, кто мечтал о покупке роскошного автомобиля или частного самолета, родственники кладут в деревянную копию его «мечты». Средняя стоимость фигурного гроба достигает тысячи долларов. Для многих жителей африканской страны это — сумма годового заработка. Тем временем в чопорной Великобритании зародилась мода на так называемые crazy coffins по цене от £5000. Умерших могут похоронить в деревянной пинте пива или, например, в гигантском хот-доге, с деревянным луком, кетчупом и горчицей.

Фото: архив компании Kane Kwei Carpentry Workshop
Фото: архив Paa Joe (Joseph Ashong)
Фото: CBS News
Фото: Abdelhak Senna/AFP
Фото: Abdelhak Senna/AFP

На короткой ноге с модой остаются рекламщики, которые ловко лавируют между стилем и своеобразным некроромантизмом в PR-кампаниях. По заказу бренда обуви O&i Shoes в центре Чикаго появились билборды, которые сообщали о том, что аксессуарам в прямом смысле сносу нет. Рекламный слоган гласил: «Удобная обувь, в которой вы могли бы фактически умереть». Пользователи Интернета высказали мнение, что реклама, безусловно, запоминается, но желания надеть такие туфли или сапоги не возникает. Есть подозрение, что обувь жмет до смерти, или сломается каблук — и прямая дорога в могилу.

Фото: архив агентства Havas Chicago
Фото: архив агентства Havas Chicago

Марка одежды Superette представила предсмертный гардероб. Герои принтов одеты в осеннюю коллекцию бренда. Копирайтер воспользовался двусмысленностью некоторых английских слов и обыграл с разных сторон значение английского слова «fall» — в зависимости от контекста оно означает или «осень», или «падение». Воплощали идею внезапной, но стильной смерти сотрудники агентства DDB New Zealand. Они же использовали слоган «Be caught dead in it» — «Пусть смерть застигнет вас в ней».

Фото: архив компании DDB New Zealand
Фото: архив компании DDB New Zealand
Фото: архив компании DDB New Zealand

 

Прочитайте и другие материалы в рубриках: Мода.