Cоздатели инди-платформера The Mooseman будто заявляют: человек человеку лось. Кликом мышки да под горловое пение пермские разработчики переносят нас в пространство, где переплетаются мифы коми-пермяков и манси.
Играть вам предстоит за шамана, который совершает путешествие по трем слоям мироздания. В зависимости от того, находитесь вы в мире людей или в мире духов, зависит поведение других участников сюжета и появление, либо, наоборот, исчезновение препятствий. Главный герой довольно ограничен в действиях, врагов немного, средств борьбы с ними еще меньше. Этим обуславливается определенная медитативность происходящего. По мере прохождения игры вы будете знакомиться с легендами и открывать артефакты. История развивается на фоне нарисованных вручную пейзажей, напоминающей наскальную живопись, под аккомпанемент погружающей в транс атмосферной музыки, изредка прерываемой повествованием невидимой хранительницы поверий тех краев.
У игрока есть возможность на время стать исследователем и окунуться в то, во что верили, чего боялись и чему радовались носители финно-угорской культуры. The Mooseman — деликатес для подлинных эстетов, которым важна великолепная художественная составляющая и мощная философия. Мы бы хотели воздержаться от сравнения «Человеколося» с Limbo и Inside. Ребятам из команды «Мортёшка» (Morteshka) удалось не только показать «свое, родное», но и фактически создать собственную мифологию, которая представляет собой универсальный культурный код, который будет правильно понят во многих уголках планеты. Интересно, что на иранском сайте zoomg.ir российская игра удостоилась 9 баллов из 10 возможных. Это и неудивительно, ведь звериный стиль, подобный пермскому, был распространен у скифов и сарматов.
Домашнее задание: прочитайте роман «Сердце пармы»
писателя Алексея Иванова.
По легенде, когда первобог-лось Ен убил на охоте шестиногого лося, солнце-Шонды выпало из его рогов, попало за океан и оказалось в нижнем мире. Чтобы светило вновь взошло и озарило небосвод, один из семи сыновей Ена должен совершить путь по трем мирам и принести из царства мертвых в мир богов крупицу Шонды. Это путешествие не из простых, ведь только мертвым и самому Ену разрешено посещать нижний мир. Вход туда охраняет Ош-медведь, паук Черань помогает усопшим пройти по дороге смерти, а в водах реки Сир-ю, что отделяет мир живых от мира мертвых, живет водяной Вакуль, сжирающий каждого, кто ступит в его владения. Хранитель леса, леший Ворса, оберегает свои владения от посторонних. В верхний мир попасть поможет птица-Карса, однако на горе предков героя уже ждет Войпель — испытатель душ. Лишь когда шаман пройдет по трем мирам, на день застынет солнце в небе, и снова очередной сын Ена должен будет преодолеть нелегкие испытания.
The Mooseman становится интерактивной энциклопедией, которая перемещает нас во времени, взяв за основу миф о том, почему день сменяется ночью. Гигантского Медведя — не будить, загадочную Сову — покормить кроликами, на глаза огромной Щуке — не попадаться. Своим глазам — верить и желательно соотносить увиденное с тем, что открывают попадающиеся по дороге идолы, — только так получится полностью расшифровать сюжет. Игра лишь с первого взгляда кажется мрачной. На деле же она ностальгическая и довольно трогательная. В ней зашифрованы чувства наших предков и — знаете, что самое ценное? — платформеру удается достать из игрока то первобытное, что дремлет в каждом нас до поры до времени. Смело скачивайте «Человеколося» из Stream, надевайте лосиный череп и отправляйтесь навстречу приключениям — парма ждет!
Игра Never Alone — еще один этнический самородок. Она создана на основе верований эскимосов-инупиатов.