Любишь — отпусти

Саид Карданов

Саид Карданов появился в сфере краснодарского видео-продакшна внезапно, но быстро занял свое место под солнцем. Сегодня он — востребованный видеограф, которому по плечу все — от контента для соцсетей до презентационных видеороликов крупных корпораций.


С чего началось ваше увлечение видеосъемкой?

Как это часто происходит — вначале была фотография; этим видом искусства я занимаюсь с 2005 года. Мой интерес к созданию снимков то нарастал, то потом пропадал, затем появлялся вновь одновременно с выпуском смартфонов с достойными камерами. В итоге я осознал, что хочу владеть качественным фотоаппаратом, после чего, по возможности, его усовершенствовать.

Каким было первое профессиональное оборудование?

В 2018 году я приобрел модель Sony Alpha ILCE-6500, которая является флагманом бренда и позиционируется как устройство для съемки видео. Перед покупкой ознакомился с множеством обзоров и остановил свой выбор именно на Sony. Камера была не новая, покупалась с рук. Хорошо помню, как, узнав о доступной цене, я моментально сел в такси и поехал за ней к продавцу.

Часто ли вы принимаете спонтанные решения?

Да, практически каждый день. Не зря говорят, что первые 45 лет жизни мальчика — самые сложные. Признаюсь, я всегда испытывал тягу к гаджетам и новым технологиям. Само желание снимать видео появилось неожиданно. Мы с краснодарским фотографом Сергеем Скибиным до этого часто работали в паре: он фотографировал, а я снимал бекстейдж. Сначала мы создали видеоблог с шутками-прибаутками и несерьезно относились к смонтированным роликам. Затем, благодаря сарафанному радио, начали появляться коммерческие заказы.

Первые 45 лет жизни мальчика — самые сложные

До блога, насколько мы знаем, был запущен проект «Твой фотовыход».

Да, «Фотовыход» существует и сейчас. Это — индивидуальные фотосессии, во время которых мы с Сергеем сами принимаем решение, как и что будем снимать. В настоящее время проект постепенно «вызревает» и ждет своего часа. В настоящее время существует большое количество коммерческих заказов, и о некоторых из них мы не можем говорить публично.

Помните свой первый коммерческий ролик?

Это как раз было бекстейдж-видео с монтажом в самом примитивном редакторе. Заказчиком выступал отель для кошек. Я ехал на съемку и не знал, что меня ждет, но, оказавшись на месте, старался все снять красиво и «продать» гостиницу для животных владельцам будущих гостей. В результате клиент остался доволен, и я тоже получил удовольствие, проведя время в компании домашних питомцев. Для меня важно испытывать искренний интерес к теме или объекту съемки. Только так может зародиться та самая «химия», под воздействием которой финальное видео будет по-настоящему завораживающим.

Какую сумму вы уже инвестировали в свое оборудование?

Первоначальное вложение составило порядка 100 тысяч рублей. На эти деньги я купил камеру и электронный стабилизатор. Затем постепенно появились несколько объективов, которые со временем обновлялись. Можно сказать, что стоимость техники держится на уровне 150 тысяч рублей. Во время сложных заказов выручают фирмы, которые сдают оборудование и комплектующие в аренду.

Какие гаджеты следует приобрести начинающему видеографу?

На начальном этапе подойдет зеркальный фотоаппарат со сменным объективом, записывающий видео в формате Full-HD и обладающий автофокусом. Я начал свою карьеру, используя камеру Sony, поэтому, основываясь на собственных ощущениях, рекомендую продукцию именно этой компании.

Нужно ли идти на курсы, или можно заняться самообучением?

Метод проб и ошибок — довольно действенный. Когда ты начнешь понимать базовые вещи и процессы, тогда понадобятся знания по построению композиции, технике света и другим аспектам. В этом случае удобно найти готовый курс. Также большую роль играет «насмотренность», которая развивается исключительно с опытом.

Я гнал от себя неуверенность в своих силах,
которая сильно тормозила процесс

Через какое время хобби принесло первый гонорар?

Прошло примерно два месяца. Первые заказы были малобюджетными, ко мне обращались люди, которые были не уверены в конечном результате, либо были не готовы вкладывать средства в видеоконтент. Я гнал от себя неуверенность в своих силах, которая сильно тормозила процесс. У каждого из нас есть профили в социальных сетях, где можно успешно себя продвигать, знакомясь с людьми или запуская таргетированную рекламу. Я пошел по второму пути и создал рекламное объявление с видео. Это принесло свои плоды.

Как пережить период, когда за съемки не платят, или заказов попросту нет?

Это действительно непросто. Я придерживаюсь мысли, что важно послать сигнал в космос. Человек обязан верить в себя и не должен опускать руки. Меня раньше, безусловно, посещали мысли продать оборудование и потратить эти деньги на повседневную жизнь. Но я никогда не сидел на месте, а вместо того, чтобы впадать в депрессию, выходил в люди, обзаводился контактами, что-то снимал из собственного интереса. Краснодар — маленький, и через шесть рукопожатий вас обязательно найдут и предложат работу.

За что вы точно не возьметесь?

Если предложат снять порно, я сниму такой фильм, просто потому, что любую работу, даже самую, на первый взгляд, линейную можно выполнить оригинально и в авторском стиле. Добавлю, что у меня до настоящего времени практически не было заказов, которые я бы не хотел выполнять.

Мне интересно создать клип на песню, по-своему интерпретировав ее смысл. Во время прослушивания очередной композиции, в голове рождаются образы, которые хочется запечатлеть на видео. Я обязательно поймаю волну вдохновения и сделаю авторскую визуализацию одного из любимых треков. Также мне бы хотелось иначе снять «Голубой огонек» Ивана Урганта.

Отказывать в сотрудничестве уже приходилось?

Да, например, когда в рамках бюджета Instagram-ролика клиент хочет увидеть голливудский блокбастер, и продолжительность видео не должна превышать одной минуты. Некоторым заказчикам бывает сложно объяснить, что видеограф не просто бегает с камерой. В таком случае мы просто расходимся до запуска монтажа. Я отдаю отснятый материал, а клиент уже сам разбирается с отснятыми кадрами.

Краснодар — маленький, и через шесть рукопожатий
вас обязательно найдут и предложат работу

Ваш «почерк» уже узнают?

Меня рекомендуют, и если одни расскажут о своем удачном опыте другим, у тех будет мой номер, то этого достаточно. Для меня репутация и качество превалируют над амбициями. Мне проще работать, когда кто-то говорит своему приятелю или бизнес-партнеру: «О, классный ролик, а кто тебе его снял?», и заказчик этого видео поделится моими контактами.

Эта мысль не дает нам покоя — что все-таки не так с «Голубым Ургантом»?

Ирония хороша в меру. Здесь же стеб оказался чрезмерным и местами неуместным. У меня сложилось мнение, что кто-то заставил Александра Гудкова, работавшего над сценарием шоу, вписаться в определенные рамки. Посудите сами: когда он создает нативную рекламу для проекта Comment Out, получается ярко и очень смешно. А вот реинкарнация «Голубого огонька» вызвала отторжение. Я лично увидел не то, что ожидал.

Руководитель строительной фирмы, узнав, что я сотрудничаю с врачом-косметологом, предложил ей приехать на возводящийся объект и пожурить рабочих за то, что те не следят за кожей лица

Необходимо ли видеографу развивать свой личный бренд?

Я не считаю, что творческий человек должен позиционировать себя как бренд. Пусть видеоролики выпускает какая-то компания, а в титрах будут указаны все участники творческого процесса. Над качественным проектом работает десяток специалистов, и каждый из них незаменим.

Идеальный заказчик — какой он?

Это тот, с которым я нахожу взаимопонимание. Допустим, сегодня я снимал видеоинтервью. Заказчики — энергичные девушки с развитой творческой жилкой. Мы работали на одной волне, и процесс принес удовольствием всем его участникам. Уверен, любого заказчика можно сделать идеальным, для этого достаточно понять его бизнес-задачи и поймать психологический настрой. Да, идеальный заказчик — это тот, кто не жалеет средств, но, в то же время, «разводить на деньги» — это не мое. Я хочу, чтобы обе стороны были уверены в блестящем результате. Мне хочется снять достойную рекламу, а перед этим заручиться поддержкой команды и вооружиться профессиональной техникой. Пока я развиваю «насмотренность» и вдохновляюсь лучшими мировыми работами.

Какие работы клипмейкеров произвели на вас впечатление?

WOW-эффектом обладает видео на композицию Smack my bitch up группы Prodigy. Клип был снят шведским режиссёром Йонасом Акерлундом. Также меня зацепила работа на песню «Иуда» для репера Хаски. Видео довольно «грязное», неидеальное, не отличается резкостью и «правильным» фокусом, но подано вместе с аудиорядом очень органично. Его авторы — режиссер Ладо Кватания и оператор-постановщик Андрей Краузов.

Сами клиенты сейчас хотят эпатажа или мечтают о стабильности и спокойствии?

Сколько людей, столько и мнений. Сейчас главный тренд — это кич. У меня был опыт, когда руководитель строительной фирмы, узнав, что я сотрудничаю с врачом-косметологом, предложил ей приехать на возводящийся объект и пожурить рабочих за то, что те не следят за кожей лица. Я не всегда согласен с безудержным желанием хайпить. С другой стороны, существуют определенные приметы времени: аляпистое оформление, анимация стиле 90-х, и нам стоит поддерживать эту моду, чтобы создавать актуальный продукт.

А вы бы согласились сделать «кальку» с существующего видео?

Скопировать один к одному? Почему бы и нет! Это — вызов самому себе, это — жесткие рамки, работа в рамках установленного шаблона. Такие условия хорошо влияют на развитие новых навыков. Главное — не завести привычку брать за основу чужое и не начать копировать все подряд, что очень многие делают довольно бездарно.

Мне хочется снять достойную рекламу, а перед этим заручиться поддержкой команды и вооружиться профессиональной техникой

Какой из своих работ вы гордитесь больше всего?

Такого видео не существует, так как в отснятых роликах всегда есть, что улучшить. После одного-двух просмотров готового смонтированного материала я отпускаю ситуацию и стараюсь не думать о том, что можно было бы изменить.

Instagram: @hachtoomuch
YouTube: @s85d
Телефон: +7 (918) 989-17-89

Прочитайте и другие материалы в рубриках: Инсайд.