Родные просторы

Озеро Байкал. Фото: Matthieu Paley

Смогут ли российские курорты однажды стать такими же популярными, как турецкие, мы узнали у Елены Лысенковой, генерального директора Hospitality Income Consulting.


Елена Лысенкова, компания Hospitality Income Consulting

Конкуренция с Турцией – сложная задача для российских регионов. Индустрию ждет успех, если совпадают интересы государства и частных инвесторов. В начале 80-х, например, в Турции был принят «Закон о поощрении туристского бизнеса», созданы Банк туризма и Фонд развития туризма. Были скорректированы списки импортных товаров, которые позволили оснастить объекты гостеприимства быстрее и дешевле. Мотивацией для инвесторов и лиц, покупающих туристическую недвижимость, стали законы о снижении налогообложения, а тем, кто испытывает финансовые трудности, были предоставлены рассрочки до двух лет. Отдельно стоит отметить возможность получения кредита в национальной валюте на 20 лет под 15% годовых. Кроме того, компании из сфер торговли и гостеприимства смогли нанимать иностранную рабочую силу. До 80-х годов Турция была страной, которая не использовала свой туристский потенциал, свои исторические, культурные и природные богатства, а потом полностью изменила ситуацию в свою сторону.

При таком большом комплекте поддержки на этапе входа инвесторы получают поддержку и во время операционного периода работы: снижение процентной ставки, освобождение налога на имущество, ускорение амортизации, разрешения для импорта оборудования, освобождение от части налогов и пошлин, сокращение налогов на зарплату, использование иностранной валюты в наличном и ином виде в операционной работе, освобождение от НДС и так далее. Все вышеперечисленное, как часть тех интересных и поддерживающих решений развития туризма, пока не внедрено в России. Около каждого пункта можно ставить прочерк — «не применяется». В нашей стране турист в прямом смысле слова голосует рублем, и есть владельцы, которые, чтобы окупить отель или курорт хотя бы за 14-15 лет, вынуждены держать цены на одном уровне.

Один из номеров отеля Rodina Grand Hotel & Spa

Отдельно стоит добавить о важности транспортной доступности и цене передвижения на отдых. Если на озеро Байкал нет чартеров, при которых поездка туда-обратно на одного человека будет обходиться в 10 тысяч рублей, то ожидать роста продаж пакетных туров из центральной части, а именно она самая густонаселенная и платежеспособная часть страны, не стоит. Если дорога в Карелию будет занимать 25 часов, то при отпуске в 10 дней массовый турист не будет готов два дня «жить» в транспорте. Поэтому пресловутая proximity – удобство, цена и доступность курорта играют не менее важную роль, чем объем услуг и развитость инфраструктуры в месте притяжения. И, безусловно, далее можно перечислять короткий теплый или зимний сезон, погодные ограничения, но, я считаю, что перед перечисленными выше проблемами эти макроприродные факторы отступают на второй план.

Перед такими центрами притяжения, как Золотое кольцо, стоит задача привлекать гостей . Например, отправившись путешествовать, мы будем переезжать от храма к храму, от монастыря к монастырю, и при всей исторической ценности и уникальности этих мест все же после третьего города захотим вернуться домой. Вспоминая любую экскурсию или прогулку, которая продолжалась, скажем, уикенд, мы поймем, что запоминающимися и интересными были именно разноплановые экскурсионные прогулки. Такие маршруты оставляли ощущения недосказанности и желание вернуться, досмотреть, догулять. На российских направлениях такие предложения —редкость. Если поездка интересна детям, она не интересна взрослым, и так далее. Рассказы — однотипные.

Крымский курорт Mriya Resort & Spa

Конечно, travel-рынок не стоит на месте, и уже сейчас, потратив на поиски приличное количество времени, можно найти предложения, которые будут отличаться от программ, предлагаемых на массовом рынке. Но это, как сувенирный магазин: зайдя в десяток, вы увидите одни и те же, ничем не примечательные и непривлекательные поделки, которые не хочется купить, жителям этой страны уж точно. Меняться надо российскому туризму быстро и качественно, совершая рывок в туризм XXI века с его быстрыми отзывами, онлайн-обзорами и советами, фотопубликациями, яркими зажиганиями новых проектов и быстрым сгоранием убыточных.