Разобраться в том, выгодно ли производить одежду в России, нам помогла Елена Румянцева, доктор экономических наук, профессор, президент Центра экономической политики и бизнеса.
Любое импортозамещение выгодно в долгосрочном периоде, так как население страны не финансирует работу зарубежных производителей, покупая более качественные и менее дорогие товары. Развивается не только торговля. В выигрыше остаются и те, кто обеспечен работой, получая достойное вознаграждение за свой труд. Одновременно с этим в бюджеты всех уровней уплачивается значительно больше налогов. В идеале еще лучше, когда страна выходит еще и на экспорт той или иной продукции. К слову, федеральная таможенная служба зафиксировала рост экспорта российской одежды за первое полугодие 2017 года на 25% в натуральном выражении и на 37% — в денежном.
Перенос производства одежды в Россию позволяет существенно выиграть в логистике. Наверно, более емко сравнивать национальный рынок одежды с лучшими зарубежными аналогами, поскольку современный российский покупатель, в принципе, ничем не отличается от жителей более развитых стран. Там люди точно так же хотят лучше и дешевле одеваться, почаще радуя себя и шопингом, и сменой нарядов. У нас этому во многом способствовал довольно благоприятный валютный курс и длительный период лояльного отношения к россиянам в разных странах мира. По сути, это весомый вклад наших соотечественников в развитие международного туризма.
Различия между российским и, например, европейским, американским, японским рынками одежды по-прежнему велики — то, что в России идеологически стремятся представить как роскошь, в развитых странах рассматривается как наиболее полное удовлетворение постоянно растущих потребностей массового потребителя. Яркий пример — проспект Corso Buenos Aires в Милане, где на протяжении 2 км расположились около 350 магазинов недорогой, но модной одежды. Это место стало центром притяжения покупателей из разных стран мира. В Испании, Германии, Австрии и других странах представлен огромный выбор готовой одежды, присутствуют стандарты качества, существует продуманная ценовая политика.
Квалификация людей, занятых конструированием и производством модной одежды для массового потребителя, довольно солидная. Очень важны вопросы подготовки кадров и рационального выстраивания всей экономики бизнеса в этой сфере. Поэтому для россиян, не только представителей наиболее богатой части населения или эпатажных популярных певцов, но и представителей среднего класса, которые выезжали на более экономичный, чем в России отдых, было и престижнее, и выгоднее одевать себя с ног до головы, в основном, в развитых странах. В нашей стране эти покупатели чувствовали бы себя неуютно из-за сильного разброса цен на одни и те же вещи.
Ритейлеры стремятся купить товар низкого качества за рубежом, чтобы недешево продать эту продукцию российским потребителям. В этом минус для всех нас: во многом упущено время, когда необходимо накапливать опыт производства качественной и недорогой одежды, которую приятно было бы носить и одновременно можно было бы часто менять из сезона в сезон. Сейчас в России следят за российской модой менее 10% жителей страны, а остальные покупают одежду из-за необходимости, когда буквально не в чем ходить. Стоимость этих предметов гардероба в разы выше цены на аналогичные вещи за границей. Поэтому логично тщательно разобраться, почему в России те же самые товары выходят дороже, чем в развитых странах, если стоимость наемного труда как составляющая себестоимости у нас ощутимо ниже, и каково давление российской коррупции на развитие данного производства. Возможно, именно в ней заключаются проблемы?