Человек человеку комик

Фото: пресс-служба ТНТ

Kреативный продюсер Stand Up и наставник участников в шоу «Открытый микрофон» Руслан Белый рассказал о развитии жанра стендап в России, новом шоу ТНТ «Открытый микрофон» и о том, почему человека невозможно научить шутить.

Как в данный момент, на ваш взгляд, развивается жанр стендап в России?

Нормально, в целом, стендап очень популярен, но это только начало. Думаю, в следующие 5-10 лет публичных юмористических выступлений станет гораздо больше, и на многих телеканалах этот жанр будет представлен в том или ином виде. Прогресс в том, что комики действительно востребованы и своими выступлениями могут зарабатывать себе на жизнь.

Проблема заключается в том, что зритель пока не готов к такому откровенному жанру и очень многие жизненные ситуации или шутки воспринимает как пошлость. Однако мы ничего не придумываем и, если о чем-то и размышляем, то это обязательно происходит в обычной жизни с людьми. Но, к сожалению, пока что зритель такие темы как секс, строение тела, человеческие соблазны, смерть, депрессия, воспринимает как нечто пошлое, вульгарное и запретное. Но, я думаю, отношение публики вскоре изменится.

Самый дикий случай, который происходил с вами на гастролях или на отдыхе?

Ничего такого со мной не происходило. Я пытаюсь выстраивать свою команду как коллектив больших профессионалов, которые очень хорошо и четко делают свою работу.

Один известный, изможденный режимом постоянного креатива и обыгрыша банальной действительности, ведущий теперь не может дать ни одного интервью на полном серьезе, отключив режим балагура. Вас такая профессиональная деформация не пугает?

Нет. Комик, если он действительно хороший комик, не ставит перед собой задачу просто рассмешить людей любым доступным способом. Хороший комик гораздо глубже и умнее, чем банальный шут. В этом плане я бы сравнил нас с клоунами. А все хорошие клоуны были очень серьезными и умными людьми.

Если люди не понимают юмор, это их проблема. Либо пусть его не смотрят, либо как-то работают над собой.

Где берете вдохновение для своих стендапов, смотрите ли выступления западных комиков?

Конечно, смотрю. Это часть профессионального интереса, однако вдохновение исходит из моего внутреннего мира: что меня волнует в данный момент, о том и шучу.

Как долго приходится учить текст для монолога, и что делать, если вы его забыли?
Монолог не приходится зубрить. Если ты его сам придумал, значит, он уже у тебя в голове.

Друзья и близкие спокойно воспринимают репризы или колкости, в которых узнают себя?

Да, абсолютно. Пока никаких претензий не было.

Есть ли в вашем репертуаре истории, выговорившись о которых со сцены, удалось решить личную проблему?

Нет, такого нет. Никого унижать я не собираюсь. Максимум, что я могу — порассуждать на тему поведения или поступка того или иного персонажа. Но публично втаптывать в грязь никого не собираюсь.

Шутки понимают далеко не все. Когда и в какой форме вам последний раз «прилетало» за юмор?

Пожалуй, никогда. Все же хочется надеяться, что мы живем не воровском государстве, где может «прилететь» за шутки. Если люди не понимают юмор, это их проблема. Либо пусть его не смотрят, либо как-то работают над собой.

В «Открытом микрофоне» на ТНТ по каким критериям вы выбирали подопечных? Были случаи, когда вы понимали, что неплохо, местами смешно, но выгонять жалко — возьму, но потом попрощаюсь.

Передача «Открытый микрофон» — новая и в чем-то даже экспериментальная. Если честно, я вообще считаю, что научить человека шутить невозможно. Он сам должен проходить этот путь — от начинающего комика до больших залов с сольным концертом. Только так у него выработается индивидуальность. Поэтому в «Открытом микрофоне», мы, можно сказать, принимаем правила игры. Но эти правила абсолютно честные и никакой личностной симпатии там не существует. Если ты смешной, то идешь дальше.

А вы могли взять в свою команду «Открытого микрофона» человека, который выступил не смешно, но в котором вы разглядели скрытый потенциал? Или стендап-комик должен быть смешным сразу, здесь и сейчас, в эту секунду?

Конечно, мог бы. Более того, я думаю, ряд ребят мы так и взяли. Кому-то из наставников нравилась харизма комика, характер, поднимаемые темы. Другой разговор, смогут ли они раскрыться на дистанции? Но для этого «Открытый микрофон» и существует.

Советуете ли вы своим подопечным в шоу «Открытый микрофон» темы для выступлений, может быть рекомендуете кому-то сменить имидж, подачу, даете на вооружение пару-тройку сильных слов и выражений?

Тренерская работа строится по принципу «не навреди». У каждого комика должен быть свой индивидуальный стиль. Поэтому лезть к нему со своими фразами, словами или видением юмора я не могу и не хочу. Мы работаем исключительно как два комика, один из которых может посоветовать не совершить те или иные ошибки.

Фото: пресс-служба ТНТ

А что бы вы могли посоветовать людям, которые хотят организовать локальный «Открытый микрофон» в своем городе?

Вот этого я не знаю. Это все-таки вопрос не творческий, а организационный. И тут я мало, что понимаю. Могу сказать в общем — надо пробовать. А куда потом это приведет, ну время покажет.

Как креативный продюсер шоу StandUp, наставник в проекте «Открытый микрофон», дайте, пожалуйста, совет начинающим и продолжающим стендап-комикам — с шутками на какие темы даже не стоит соваться в эфир?

С несмешными. Шутка может быть на любую тему. Но чем жестче тема, тем умнее и смешнее должна быть шутка. Так, что если вы захотели просто эпатировать темой, то ничего не получится. Любая шутка — это очень большая и кропотливая работа.

Кого из комиков «Открытого микрофона», не участвовавших в вашей команде, вы бы хотели заполучить и почему?

Да вот нет такого. Потому что все члены жюри делают одну и ту же работу — они помогают молодому комику раскрыться. А от этого выиграет вся комедия в целом. А чей это будет комик, мой или кого-то другого члена жюри, лично для меня абсолютно не важно.

Смотрите финал программы «Открытый микрофон»

2 июня в 2200 на ТНТ

Прочитайте и другие материалы в рубриках: Инсайд.