Почему печатная пресса не только не умирает, но и активно развивается, объясняет Николай Павлов, журналист, создатель slstore — онлайн-магазина независимых зарубежных изданий.
Свет в конце тоннеля
В докладе президента Ассоциации распространителей печатной продукции состояние дел в российской медиаиндустрии охарактеризовано весьма пессимистически. Более того, эти отрицательные тенденции сохранятся до 2020 года. Встает логический вопрос: что делать? Первый возможный ответ лежит на поверхности: СМИ необходимо перебираться в Интернет. По данным ассоциации, сегодня в России зарегистрировано около 9,5 тысяч электронных СМИ, причем 58% из них — это периодические электронные издания.
Конкуренция весьма полезной для бумажных СМИ: она заставляет их развиваться, искать новые пути. Один из них — слияние печатных и цифровых технологий. Красиво и необычно. Так, журнал The New Yorker предлагает читателям насладиться возможностями интерактивных иллюстраций. AnOther выпустил первый специальный коллекционный номер с накладкой, которая запускает видеообложку в HD режиме. При этом симбиоз печати и цифровых технологий — далеко не единственный способ решения проблемы. Тот же мировой опыт подсказывает еще один вариант: появление и дальнейшее расширение сегмента независимых журналов.
Культурное явление
Несмотря на все предсказания скорой и неминуемой смерти печатных изданий, независимые бумажные журналы процветают. Чтобы убедиться в этом, достаточно подойти к любому киоску в Лондоне или Нью-Йорке. Поражает не только количество инди-журналов, но и широта их спектра. Мода и путешествия, искусство и еда, подлинные истории и социальные проблемы: каждый найдет издания для себя.
Запуская свой проект, я понимал, что наша страна нуждается в перезапуске печатных изданий и для этого есть все возможности, но не всегда есть понимание.
Английский ежеквартальный журнал Lyra предлагает оригинальный женский взгляд на общество, политику и искусство, а журнал Hello mr. предназначен для мужчин, назначающих свидания мужчинам. Американский журнал Chordata — наглядное подтверждение того, что визуальное и словесное искусство способны к продуктивному диалогу. Независимый журнал о дизайне Dirty Furniture озабочен другим диалогом: тем, что разворачивается между людьми и вещами. Журнал Peeps из Торонто — это издание об антропологии для не-антропологов, а австралийский журнал New Philosopher, который издают философы для не-философов, ищет решения фундаментальных проблем человечества.
Полный перечень всех инди-журналов был бы не только чересчур длинным, но и несостоятельным, ведь новые издания появляются с завидной регулярностью.
Сочетание внешней привлекательности с нестандартностью содержания делает независимые журналы чем-то большим, чем традиционные печатные медиа. Инди-проекты превращаются в своего рода культурный код, помогающий людям со схожим мироощущением узнавать друг друга. Другая их миссия — преодоление этнических, расовых, религиозных и других барьеров.
Хотя редакции этих журналов зачастую состоят из нескольких энтузиастов (а то и из одного), воодушевление в данном случае нельзя считать синонимом непрофессионализма. Независимые журналы не просто хорошо продаются, но и приносят прибыль.
Ключ к успеху
«Это стало моим правилом номер один: журнал не должен приносить убыток», — говорит Masoud Golsorkhi, основатель и главный редактор журнала Tank. «Если бы мы не могли рассчитывать на прибыль, то сразу бы закрыли его» — говорит журналист. И он не одинок в своем подходе. В чем состоит ключ к финансовому успеху? За ответом стоит обратиться к Рут Джеймисон. На 208-ми страницах своей книги Print is Dead, Long Live Print («Печатные издания умерли. Да здравствуют печатные издания!») она подробно объясняет, почему именно независимые журналы переживают сейчас подлинный Ренессанс.
Независимые журналы не просто хорошо продаются, но и приносят прибыль
Одна из причин, по ее мнению — это легкость и доступность издания. Достаточно иметь идею и уметь работать с социальными сетями, чтобы найти и авторов, и аудиторию, и даже спонсоров. Так Интернет, вместо того чтобы уничтожать печатные издания, помогает им развиваться. Независимым журналам не нужен большой офис и щедрое финансирование, но для них важна идея. Писать о моде или интерьере в общем — бесперспективно, нужно найти свою тему, свою нишу. «Это должна быть очень чистая, оригинальная идея, — утверждает Джеймисон. — Кроме того, издатель должен знать, кто его аудитория, и уметь говорить с ней».
Нельзя не упомянуть и о роли горизонтальных социальных связей. Пенни Мартин, главный редактор журнала The Gentlewoman с тиражом в 96 тыс. экземпляров, признается, что большей частью прибыли обязана своим хорошим отношениям с рекламодателями, среди которых такие бренды, как Celine, Balenciaga, Saint Laurent, Gucci и Prada.
Издателям на заметку
Насколько западный опыт независимых журналов актуален для российской реальности? Все зависит от готовности его заимствовать. Блогерам и некоммерческим художникам есть, что сказать и что показать, а социальные сети в Рунете достаточно развиты, чтобы найти аудиторию для любого издания. Относительно покупательской способности целевой аудитории переживать не стоит: люди всегда готовы платить за то, что создано специально для них.
«Есть что-то в физической природе журналов, что не позволяет публике их разлюбить, — уверяет Джеймисон. — Подобно тому, как телефоны не положили конец личным встречам, а телевизоры не уничтожили театр, независимым журналам не страшен Интернет. Они превращаются в предметы роскоши, которые позволяют отдохнуть от бешеной сетевой активности. И это здорово».