Aрхитектор Наталья Машталир выяснила, почему в торговом комплексе «Центр города» так немноголюдно.
Два якорных арендатора, магазины «Перекресток» и «Эльдорадо», расположены на одной аллее напротив входной группы. То есть, я захожу в торговый центр, прохожу, никуда не сворачивая, в один из гипермаркетов, и так же иду обратно. Меня совершенно невозможно увести в сторону, повернуть или показать что-то еще. Таким образом, «работает» только главная «улица». Арендаторам, которым не посчастливилось снять площадь именно на ней, крупно не повезло.
Посетители не любят тупики, а в «Центре города» почти каждая аллея, перпендикулярная главной, безвыходно упирается в стену. Никто не захочет возвращаться обратно мимо тех же самых витрин. Это вызывает беспокойство, а движение по кругу, напротив, внушает посетителям моллов чувство защищенности.
Дело вовсе не в кризисе или в отсутствии в «Центре Города» Zara или McDonald’s. Люди, которые создали торговый центр, мыслили, как художники, но не как маркетологи.
Нужно ли ходить по аллеям, если можно увидеть названия всех магазинов, крупно перечисленных на кронштейнах? Если нет интересующих меня торговых точек, я внутрь заходить не буду.
Люди при ходьбе не совершают поворот на 90 градусов. Как и автомобиль, человек имеет свой радиус разворота. Опять же, по кругу ходить намного приятнее. Так что проектировать общественное пространство с прямыми углами — не самая лучшая идея.
Движение по кругу внушает чувство защищенности. Этот принцип использовала Тэмпл Грандин, американский эксперт по поведению животных, при проектировании своих известных на весь мир скотобоен, где коровам жилось хорошо и спокойно.
На пересечении торговых аллей можно было бы установить корнеры с интересными товарами, но тогда пространство сузится еще больше. То есть, если я решу открыть «островок» экспресс-маникюра на пересечении торговых путей, я не смогу его поставить так, чтобы это не мешало проходу людей, особенно при поворотах.
Максим Карянов, основатель коммуникационного агентства Focusbrand, уверен: торговому центру не хватает качественной и массовой рекламы. Специалист заметил, что все коридоры «Центра Города» ведут мимо магазинов в лифты ЖК «Большой». Таким образом жильцы комплекса заходят через парадный вход стилобата, проходят мимо магазинов, совершают покупки и поднимаются на лифте к себе в квартиры. Все потоки в торговом центре ведут от парадного входа к лифтам, ко входам в подъезды или на парковку. В будущем, считает Карянов, обновится пул арендаторов, и останутся лишь те компании, которые смогут удовлетворять повседневные нужды жильцов «Большого».