Создатели и дизайнеры бренда православной одежды «Барышня-крестьянка» Елена Цоколова и Евгения Карузина сделали конфессиональные платья больше, чем просто модными, и покорили женщин с самыми разными убеждениями.
Как родилась идея бренда?
Вначале перед нами встала типично женская проблема – нечего надеть. В 2012 году купить длинное, лаконичное платье из натуральной ткани, с рукавами и без вульгарного декольте было практически невозможно. В то время в этом сегменте продавались лишь немногочисленные мусульманские марки, но их платья все-таки обладали ярко выраженным восточным характером. Одежда, которую позиционировали как православную и продавали на тематических выставках, выглядела совсем уж печально.
Чем отличается православное платье от неправославного?
Есть масса отличных производителей женской одежды, которые не ориентируются на православную аудиторию, но при этом их одежда полностью соответствует общепринятым представлениям о том, как следует выглядеть православной женщине. Предметы гардероба должны быть достаточно закрытыми, добротно и аккуратно сшитыми, удобными и красивыми, а также сшитыми из натуральных материалов. Наше детище, «Барышня-крестьянка», позиционирует себя как марку православного платья потому, что помимо всех выше перечисленных качеств, были запущены несколько различных программ лояльности для семей священнослужителей, студентов и преподавателей православных вузов, и многодетных родителей.
Можно ли поставить знак равенства между словами «православная» и «модная»?
Дизайнеры нашего бренда, в первую очередь, думают о том, какая она – наша покупательница. За более чем пять лет работы мы утвердились в мнении, что православные женщины внимательно следят за модой, хорошо разбираются в свежих трендах и с легкостью используют их при создании своего образа, но при этом никогда не позволят загнать себя в рамки тенденций. Поэтому можно сказать, что «православная» — больше, чем «модная».
Лекала пришлось создавать с нуля?
Все модели «Барышни-крестьянки» были придуманы, разработаны и запущены в производство творческой группой марки, то есть, с нуля. Работа начинается с эскиза будущего платья и технического задания, затем в дело вступает конструктор, который разрабатывает образец в одном размере. Далее технолог и швея-лаборант отшивают «сигналку» — платье, по которому мы будем оценивать посадку, корректность лекал и поведение выбранного материала. Если есть замечания, лекала возвращаются на доработку, если все хорошо, то конструктор градирует лекала — создает разные размеры. Отдельно проходят проверку лекала больших размеров — от 52 и выше, так как существует ряд нюансов, которые нужно учитывать при пошиве одежды для обладательниц plus size. После градации модель запускается в производство.
Какие главные правила вы соблюдаете при создании одежды?
Для нас крайне важно удерживать баланс между ценой, качеством исполнения, качеством материала и внешним видом изделия. Мы стараемся шить актуальные, стильные вещи, не стремимся создавать исключительно традиционные платья, экспериментируем с кроем и фактурами. У нас довольно активное комьюнити в социальных сетях ВКонтакте и Instagram, что позволяет нам получать живую и быструю обратную связь от наших клиентов. Часто мы приглашаем их оценить новую модель до ее запуска в пошив и нередко после комментариев с конструктивной критикой вносим изменения.
С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе работы?
Дизайном коллекций занимаемся сами. Основная трудность — подбор материала. Натуральные ткани стоят гораздо дороже синтетики, сложнее в обработке, капризны в уходе. Отечественных производителей тканей очень мало и нередко их предложение весьма скудно в плане дизайна. Поэтому нам приходится искать поставщиков из Европы, Южной Кореи, Китая, Индии. Европейские ткани стоят очень дорого и нередко поставляются в Россию в небольших количествах, производители из Азии тоже часто преподносят неприятные сюрпризы. Нам пришлось немало помучаться, прежде чем мы нашли добросовестных поставщиков. Подбор персонала для швейного цеха — огромный труд, так как хорошая швея сейчас на вес золота. Мы очень дорожим всеми нашими работниками.
У вас на производстве работают только верующие люди?
В компании нет ограничений по религиозному или национальному признаку при приеме на работу, поэтому не можем ответить на этот вопрос однозначно. Точно знаем, что верующие и воцерковленные люди среди наших сотрудников есть.
Почему стоит отказаться от сдержанного масс-маркета в пользу вашей марки?
Мы выступаем за разнообразие. При всей любви к «Барышне-крестьянке» часто сами носим одежду других производителей. Если же речь идет о том, чем наш бренд выделяется на фоне других марок, то хотелось бы отметить то, что созданные с нашим участием модели выпускаются ограниченными тиражами и вероятность встретить в своем городе девушку в таком же наряде крайне мала. Таким образом по цене обычной вещи из масс-маркета вы получаете дизайнерское платье отличного качества. Наше производство расположено в России, и для нас это тоже важно.
Кто еще носит одежду бренда?
Платья пользуются большой популярностью как у православных женщин и девушек, так и у тех, кто не подчеркивает свою принадлежность к православной церкви. Средний возраст клиентов — 25-45 лет, однако покупательницы моложе 20 и старше 70 — также не редкость. Если говорить о роде занятий, то это преимущественно матушки, многодетные мамы, учителя и преподаватели, студенты, врачи, сотрудники музеев, театров, артисты, госслужащие.
Модели выпускаются ограниченными тиражами и вероятность встретить в своем городе девушку в таком же наряде крайне мала
Ваши платья красивые и способны приковывать взгляды как женщин, так и мужчин, в том числе, в церкви. Как с этим быть?
Радоваться тому, что в церковь приходят нарядно одетые женщины и не забывать о цели визита в храм.
Какие бренды считаете своими главными конкурентами?
В России не так много марок, которые позиционируют себя как производители одежды для православных. К тому же у всех нас различные бизнес-модели. Таким образом напрямую мы ни с кем не конкурируем. Однако очень приятно, что в стране формируется полноценный рынок конфессиональной одежды, и на нем появляются новые игроки.
В каком регионе вашу одежду принимают наиболее тепло?
Сейчас магазины «Барышни-крестьянки» открыты в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге и никаких сложностей с запуском проекта в этих регионах мы не заметили. Существует определенная специфика: например, жительницы северных регионов чаще заказывают теплые, шерстяные платья, в Центральной России любят яркие наряды, а красавицы Северной столицы стабильно отдают предпочтение сдержанным принтам и приглушенным оттенкам. Общей чертой для всех уголков страны является любовь к платьям из денима и, вообще, к одежде из тканей всех оттенков синего и голубого.
Подвергается ли «Барышня-крестьянка» критике или насмешкам?
Да, такое бывало, особенно в начале деятельности, но в итоге все оборачивалось в нашу пользу. Нередко в соцсетях размещали ссылку на наш сайт с целью поглумиться над «рясами», а в итоге в комментариях пользователи отмечали, что сами бы купили такое православное платье, и нередко подобные обсуждения приводили к нам новых клиентов. Мы следим за тем, где и в каком ключе нашу марку упоминают, нередко сами участвуем в обсуждениях.
В брюках женщинам не принято посещать церковь, однако сегодня брюки носят многие представительницы прекрасного пола. Почему ваша марка не шьет брюки?
Мы не считаем, что брюки, если они женские, не имеют право на существование в женском гардеробе. Их ношение — вопрос уместности. Мы не шьем брюки потому, что легкая промышленность прекрасно справляется с этим без нас.
Как вы считаете, почему особая одежда не продается в церкви, и прихожанки могут взять напрокат максимум косынку и юбку с запа́хом?
Атмосфера храма не располагает к шоппингу. К тому же в небольших торговых помещениях на территории храма, как правило, нереально разместить примерочные кабины.
Пользуются ли популярностью канонические купальники?
Мы закупаем их у наших партнеров, например, у санкт-петербургской марки «Преображенское платье». Как и любые другие купальники, это — сезонный товар.
Покупатели приходят к нам именно потому, что им интересная красивая и женственная одежда, а не серая и безликая
Приходится ли вам воспитывать своих покупателей?
В нашей работе гораздо важнее прислушиваться к своей аудитории, нежели пытаться ее перевоспитывать. У нас отлично налажена обратная связь, мы часто и с удовольствием общаемся со своими покупательницами, рассказываем о наших замыслах, получаем отклики. Никаких специфических стереотипов у наших барышень нет.
Пару лет назад ваш магазин подвергался критике в Сети, в частности со стороны Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, за сотрудничество с Аленой Стерлиговой. Как вы отреагировали на возмущение представителей организации?
В наших магазинах продукции Стерлиговых никогда не было. В 2014 году одна из покупательниц, живущая далеко от Москвы, попросила нас помочь ей в покупке нескольких платочков Алены Стерлиговой, что мы и сделали. На этом все наше партнерство закончилось. Мы обращались в Центр Иринея Лионского с просьбой проверить достоверность информации, которая вышла у них на портале. Однако, как оказалось, на письма, которые поступают в Центр, отвечает один и тот же человек – автор вышедшей публикации. Так что никаких переговоров на эту тему мы вести не стали, тем более, что любому здравомыслящему человеку и так понятно: текст статьи не может быть правдой. Никакого отклика со стороны клиентов или священнослужителей на этот материал мы не заметили.
Как часто вашими клиентками становятся не только православные или не только верующие девушки?
У нас весьма разнообразная аудитория. К нам в магазин часто заходят и мусульманки, и иудейки, но все же значительная часть наших покупательниц, не менее половины, — обычные, светские девушки. Мы никак не ограничиваем нашу аудиторию. Длинные и скромные платья — не какой-то специфический продукт для православных. Такой фасон в равной степени может любить каждая женщина, независимо от своего мировоззрения. Ко всем нашим покупательницам мы относимся с уважением и вниманием.
Среди мусульманской аудитории популярны модели одежды, которые могут стоить зачастую дороже чем, haute couture от известных Домов моды. Возможно ли появление люксовых платьев для православных?
Такая идея имеет право на существование в качестве одной из линеек какого-либо бренда. В мире высокой моды есть немало люксовых брендов, которые, в числе прочих, шьют модели, которые полностью соответствуют православным канонам – имеют длинную юбку, небольшой вырез горловины и закрывающие локти рукава.
Каково ваше отношение к одежде бренда Gosha Rubchinskiy, украшенной надписью: «Спаси и Сохрани»?
Гоша Рубчинский — известный дизайнер, признанный во всем мире. Как любая творческая личность, в своих работах он имеет право обращаться к любым темам, которые его волнуют или кажутся интересными.
Сколько, по вашему мнению, должно пройти времени, чтобы верующая барышня в нашей стране, простите за каламбур, перестала быть крестьянкой?
Стоит отметить, что в одноименной повести Пушкина Лиза Муромская была все-таки барышней, а не крестьянкой, и православная вера не являлась уделом лишь крестьянского сословия. Покупатели приходят к нам именно потому, что им интересная красивая и женственная одежда, а не серая и безликая. Тем не менее, мы считаем, что каждый вправе сам решить, какой стиль ему по душе. Если кто-то отдает предпочтение неброским вещам, то, возможно, на то есть причина. Православные девушки, выглядящие, как блеклая невыразительная масса — это стереотип, который, к счастью, уже давно в прошлом. Современные барышни следят за модой и выглядят достойно.
Какие у вас планы по развитию бизнеса?
Этой осенью мы запускаем новую марку под названием «Мамино платье». Она объединит одежду, которая, кроме функциональности и отменного качества, может также похвастаться безупречным внешним видом, изяществом и красотой. «Мамино платье» сможет носить любая девушка, независимо от того, в положении она или нет: одежда послужит и до рождения малыша, и во время грудного вскармливания, и после него не будет без дела висеть в шкафу.