Снять маски

Фото: Денис Яковлев

Одна из четырех участниц танцевальной компании «Воздух», Юлия Блохина, готовится представить спектакль «Всечтоямогубыть» в рамках национальной театральной премии «Золотая маска» в Москве. Краснодарские танцовщицы могут стать лауреатами сразу в двух номинациях.


Изменился ли спектакль за два года, с момента первой постановки?
Да, очень. Эта работа живая, мы продолжаем сотрудничать с постановщиками, они смотрят видеозапись каждого показа, дают комментарии, вносят коррективы. Мы же в свою очередь много работаем над качеством не только движения, но и присутствия в пространстве постановки.

Будет ли в ней задействована новая участница «Воздуха» Наталья Филатова, или это действо так и останется «на троих»?

«Всечтоямогубыть» — спектакль с четко поставленной сценографией и хореографией. Он создавался для трех танцовщиц, вводить четвертого участника не планировалось, и сейчас в этом тоже нет необходимости.

Женский состав коллектива — это определенная концепция или «так сложилось»?

Нас объединяет интерес к современному танцу, перформансу, театру. Долгое время нас было трое, но никакой концепции относительно количества участников и их половой принадлежности нет. Теперь нас четверо, участников квартета «Воздух» объединяют интерес и увлеченность процессом.

Что помогает вам из раза в раз переводить страх, гнев и печаль на язык танца?

За это мы благодарны постановщикам Олегу Степанову и Алексей Торгунакову. Наша задача была свежий язык освоить и говорить на нем внятно. Процесс идет, он бесконечен и увлекателен для всех действующих лиц.

Фото: Денис Яковлев

Часто можно услышать: современный танец связан с рефлексией. О чем вы размышляете? Что волнует каждый день?

На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ, волнует многое, как и любого человека. То, о чем мы размышляем в спектаклях, вы можете видеть сейчас на сцене театра. Даже те спектакли, которые появились при участии приглашенных хореографов, были поставлены непосредственно на нас. Хореограф отталкивается от личностей танцовщиц или же предлагает интересную тему, и мы вместе рассуждаем, ищем, погружаемся. В репертуаре «Воздуха» четыре спектакля и в каждом содержится волнующий нас вопрос. Благодаря нашей вовлеченности в тему, работа продолжает жить.

Как вы с коллегами Любовью Перовой и Ксенией Бурмистровой восстанавливаетесь после очередной встречи со зрителем в рамках показа «Всечтоямогубыть»?

Показ спектакля не является для нас чем-то невероятно стрессовым, выбивающим из привычного режима, так как мы достаточно много времени проводим в зале, репетируя, прогоняя спектакль целиком. Присутствие зрителя лишь еще больше наполняет спектакль и нас в частности, постановка дышит и живет именно в эти моменты. Для нас показ спектакля — очень вдохновляющий и мотивирующий на дальнейшую работу процесс.

Есть те, кому постановка не пришлась по вкусу? Что они говорят?

Уверена, что, конечно, такие люди есть. Вернее даже так: их не может не быть. Однако такие отзывы до нас не доходят. Я думаю, что люди и не ставят задачи донести до нас свое неприятие. Когда тебя что-то вдохновляет, ты хочешь поделиться, отблагодарить, если же работа не находит в тебе отклика, то обратной связи просто нет и все, и ты направляешь свое внимание в другую сторону. Таков мой опыт, исходя из которого я могу судить о других.

Какие перспективы, на ваш взгляд, откроет перед танцевальной компанией «Воздух» участие в фестивале «Золотая Маска»?

«Золотая Маска» — это самая крупная театральная премия страны. Попадание в номинацию сделало нас заметными. Уже сейчас мы получаем приглашения от различных фестивалей. И это самое ценное — расширение нашей географии, поездки, фестивали, возможность знакомиться с другими коллективами, общаться с коллегами, обучаться. «Золотая маска» пробудила интерес к нашим работам на местном уровне, значительно вырос интерес и зрителей, и СМИ.

В Москве будет представлена оригинальная версия проекта?

Спектакль «Всечтоямогубыть» 31 марта будет показан в том виде, в котором он существует сейчас. Несмотря на то, что общая структура и хореография почти не изменились, мы все время работаем над качеством подачи материала, погружаемся в действо все больше, и это не может не менять работу. Детали замечают наши зрители, которые приходят на повторные просмотры, они чувствуют каждый раз другую энергетику.

Фото: Денис Яковлев

Кому посвятите победу, если станете лауреатами в номинациях «Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая работа балетмейстера/хореографа»?

Всем участникам процесса. Это наша общая заслуга. У нас маленькие возможности, но есть большое желание. Без 100%-ной отдачи каждого эта работа не выросла бы в то, чем она сейчас является.

А есть ли у вас самой такой момент в жизни, когда вы четко поняли, что нашли свое «Я»? Как это было?

Это очень сложный вопрос. Скорее я нахожусь в процессе поиска

«Всечтоямогубыть» поставлен приглашенными хореографами. Для чего необходимо привлечение специалиста со стороны? Планируете ли вы создавать проекты только своими силами?

Первые три спектакля поставлены приглашенными хореографами, очень разными по стилю. Нам хотелось работать с профессионалами, учиться у них, пропитываться их опытом. И, почувствовав что мы готовы попробовать сами, мы создали спектакль «Приближение», премьера которого сосотоялась 7 января 2016г. Сейчас это спектакль мы систематически показываем на сцене «Одного театра»

Постановка-номинант на «Золотую Маску» была показана и «обычным» зрителям, и более обеспеченной публике, которую объединяет проект «Культпросвет». Перед какой аудиторией было легче выступать? Кто более оказался более благодарным?

Каждый раз в зале находится разная публика. Даже если второй раз придут те же люди, все равно в зале будет царить другая атмосфера. Все всегда по-новому и по-другому. Благодарностью для нас является внимание зрителя, готовность погрузиться в историю и поразмышлять. Мы рады любому отклику, когда он есть, присутствует ощущение состоявшейся коммуникации. Обратная связь придает смысл и наполненность нашей деятельности.

Какие отзывы чаще слышны от тех и от других?

Еще раз повторюсь, мы не делим зрителей на категории. Отзывы бывают разными. Иногда человек хочет выразить свое восхищение, поделиться мыслями, которые родились во время просмотра спектакля, иногда — сравнить свое понимание с заложенным нами смыслом. В любом случае, здорово, когда есть обратная связь.

Фото: Денис Яковлев

Задумывались ли вы о том, чтобы приняться участие в популярном телешоу, посвященном танцам?

Нет.

Какие танцоры стали вашими учителями?

Вокруг очень много талантливых людей, возможностей что-то почерпнуть из их опыта. Я довольно часто езжу на различные семинары, фестивали, иногда организую мастер-классы у нашей краснодарской студии. К нам в гости приезжают очень интересные преподаватели, я не могу выделить кого-то одного. Также мы часто смотрим видеозаписи спектаклей, которые в дальнейшем нас очень вдохновляют.

Фото: Денис Яковлев

Что для вас является абсолютным показателем успеха произведения искусства на сцене?

Когда сюжет и атмосфера проникают в меня, когда, порой на разных уровнях (интеллектуальном, чувственном, эмоциональном), происходит встряска. Это так же имеет отношение к коммуникации, о которой я говорила ранее. Для меня это очень важно.

В будущем планируете представлять «Приближение», или уже работаете над еще более свежим спектаклем?

Спектакль «Приближение» сейчас идет на сцене «Одного театра», его премьера состоялась совсем недавно, мы продолжаем дополнять постановку. Мы надеемся, что эту работу ждет долгая и счастливая жизнь. У нас есть идея запустить «Вечера сольных работ», это будет небольшое соло от каждой участницы танцевальной компании «Воздух». Возможно такая встреча станет импульсом для рождения нового спектакля, возможно, нет. Но мы всегда находимся в поиске.

Где, кроме сцены и репетиционного зала, вас можно встретить чаще всего?

Не думаю, что есть еще места, где я появляюсь с такими же регулярностью и постоянством. Я не склонна планировать свой досуг, предпочитаю, чтобы эта сторона жизни была непредсказуема и открыта.

Вам всегда есть, о чем рассказать зрителю. А есть, о чем помолчать?

Всегда есть, о чем рассказать? Вы так думаете? Я — нет.