Гоголь в центре

Tриллер «Гоголь. Начало» выйдет на экраны российских кинотеатров 31 августа. Главную роль в картине исполнил Александр Петров. Чем актер похож на своего героя, почему любит играть безумцев, и как на авторское кино можно «подсесть», читайте прямо сейчас.


К вам роли просто так не приходят. Как началась работа над проектом?

Меня не рассматривали на эту роль, пробовали других артистов. Однажды в Петербурге на съемках фильма «Спарта» ко мне подошел Александр Цекало и спросил: «Хочешь сыграть Гоголя? У тебя есть 15 минут на размышление», и я моментально ответил: «Конечно, хочу».

Александр Цекало сразу представил режиссера, и вы поняли, что предстоит небанальный проект?

Егор Барабанов у меня не ассоциируется с какой-то «обычностью». Он — личность, абсолютно хулиганский режиссер, который не ищет легких путей, которому важно найти правильное воплощение, чтобы сделать то, что ему самому нравится, а это — самое важное. Он никогда не пытается подстроиться под кого-то или кому-то угодить.

Ведьмы

Почему у всех персонажей «Гоголя» в кадре белые лица?

Это стилистический прием, который очень мощно срабатывает в кадре: во-первых, сразу задает жанр, во-вторых, создает определенную атмосферу. Это была идея режиссера. Герои получились одновременно статичными, находящимися вне какого-то времени, но при этом очень живыми.

Актер Александр Петров

Вы отращивали усы для роли?

Это — моя главная боль. Они мне жутко не нравились. Изначально мы планировали их каждый раз клеить. Но так вышло, что я приехал на съемки первой части с внушительной бородой, и мы решили попробовать оставить свои усы, понять, как это, вообще, будет смотреться. Сбрили бороду, оставили усы, затемнили их. И открылась возможность снимать очень крупные планы, практически детальные, через которые мы попадаем во внутренний мир Гоголя. Когда я снимал грим после первого съемочного дня, то понимал, что мои усы останутся на все время съемок, хоть я их терпеть не мог.

А с париком какие отношения сложились?

С париком и усами получается совсем другая геометрия лица. Когда ты надеваешь этот парик (хороший парик, что немаловажно!), у тебя автоматически меняются черты лица. К тому же наш художник по гриму, опытнейшая Тамара Фрид, накладывала специальные тени так, что мое лицо менялось еще больше, и все вставало на свои места.

Находятся люди, которые говорят, что вы не похожи на автора «Мертвых душ».

Мы и не пытались добиться зеркального сходства. Прежде всего, у нас была цель приблизиться к внутреннему миру писателя. Естественно, Гоголь у всех ассоциируется с этой прической, усами и большим носом, поэтому в самом начале пути, когда шли репетиции и подготовка, мы даже пробовали делать пластический грим носа. Но, во-первых, это выглядело ужасно, а во-вторых, это просто не за чем делать — это же стилизованное кино, где хоть и есть отсылки к биографии Гоголя, но это далеко не байопик. Задача «Гоголя» — через современный подход показать его внутренний мир, который до сих пор будоражит умы и сердца людей, читающих великие произведения.

Какие отношения у актера Александра Петрова с главным героем фильма?

Николай Васильевич мне очень близок. В глубине души я тоже такой мающийся. Когда начал читать его биографию, узнавать о каких-то фактах, мне быстро все стало понятно.

А кто такой Гоголь?

Он — очень сложный, совсем ненормальный человек. Он и не мог быть нормальным. Как и все гении, — они не в себе в хорошем смысле слова.

Через какие поступки вам стала понятна натура драматурга?

Представьте, человек берет и что-то сжигает… Меня это очень зацепило и держит до сих пор. Как это — сжечь самое дорогое? Вот ты берешь какую-то очень важную для тебя вещь, например, письмо, фотографию или сценарий, который сам лично написал, со своими пометками — и сжигаешь его. Я не понимаю, как это можно сделать. По сути, все, что было у Гоголя — его мечты, фантазии, мысли, это — он сам. И вот он просто берет сам себя и сжигает. В этом и есть весь Гоголь. Как мне кажется, он сжигал себя от своей неуверенности и страхов.

В какой-то момент писатель в себе это преодолел и, благодаря этому, мы сейчас и знакомы с творчеством великого классика Николая Васильевича Гоголя. Однако нам далеко не каждый день приходит мысль, в принципе что-то, разорвать или выбросить, а этот человек уничтожал свое что-то очень личное полностью. Конечно, такое поведение определяет много черт характера вместе со всем умом, болью и любовью, его внутренним миром, не дававшим покоя ему самому. Глупый и бесталанный человек не стал бы всего этого делать.

Маленькая участница съемок

Как вы обозначите жанр фильма, в котором приняли участие?

Жанр смешанный: здесь и мистика, и приключения, и детектив. Егор Баранов предпочитает называть эту смесь «готикой». Для меня это — настоящий аттракцион с сильным погружением в человеческую натуру Гоголя. А что же это был на самом деле за человек? Что у него происходило в голове? А как он жил? Как любил? Каким он вообще был? Даже когда начинаешь об этом говорить, уже мурашки по телу идут. Какой-то невероятный человек!

В фильме, безусловно, развивается огромное количество абсолютно разных событий, и это не придуманный сон Гоголя. Эта история вполне могла случится с ним на самом деле в его мире, мире Николая Васильевича, в который он сам и попал. Как он дошел до того, что стал Гоголем? Как вообще люди доходят до такого величия? Через что им приходится проходить? С какой болью им приходится сталкиваться и какова цена расплаты за гениальность? Я не знаю ни одного гения, чья биография была бы «стабильной».

Можно ли назвать картину авторским кино?

Да, это авторское и при этом зрительское кино. Это личный взгляд Егора Баранова на Гоголя. Егор знает все, он всегда готов отвечать на любые вопросы. Его мозг — это суперсовременный компьютер: он уже видит кино, смонтированное, с цветокоррекцией и звуком. Меня поражает то, как быстро Баранов принимает очень важные решения.

Егор Баранов — тот лидер, который четко знает, чего хочет?

Абсолютно верно. Это как раз тип современного лидера. Я уверен, что пройдет пара лет, и Егор уедет снимать кино в Голливуд. Мне это уже понятно. Мировая индустрия ждет таких как он, которые готовы и в огонь, и в пекло, но со своим видением и мнением — ведь Саша Петров совсем не похож на Гоголя, а у персонажа Евгения Стычкина на голове странная треуголка. Это наш общий взгляд, мы ничего не копируем — зачем, для чего? В «Гоголе» все выдержанно стилистически — и биография, и произведения, силуэт его, и даже ракурсы его носа, которые мы находили вместе с Егором и оператором-постановщиком Сергеем Трофимовым.

Актер Евгений Стычкин

Такое хулиганство вам нравится?

Да, только оно должно быть талантливым, оправданным, подготовленным и продуманным. Только в этом случае «хулиганство» начнет работать на широкую аудиторию. Я бы, посмотрев этот проект в кино, будучи школьником или студентом, не сильно знакомым с Гоголем, побежал бы читать его творения. Кино — очень доступный язык для молодого поколения, а «Гоголь», в свою очередь, — очень хорошо и с уважением сделанная история, рассказанная на современном языке.

Как вы чувствовали себя в кадре с Олегом Меньшиковым?

Это просто счастье. У него есть уникальная интуиция, он знает, что точно сработает, а что нет. Я учусь у Меньшикова тем простым вещам, которые на самом деле очень сложны. Когда ты начинаешь понимать те нюансы, которые видит он, это много тебе дает для собственного роста. Олег Евгеньевич привнес в «Гоголя» множество важнейших деталей, и я бы хотел продолжать встречаться с ним в кадре на разных кинопроектах, и, дай бог, когда-нибудь на театральной сцене.

Актеры Александр Петров и Олег Меньшиков

Ваш главный принцип в выборе ролей — это не повторяться. Что самое главное в этом проекте для вас, чего еще не было в других ролях?

Пожалуй, невероятная степень нервной закрытости Гоголя. Егор Баранов меня хорошо знает, поэтому, когда мы снимали первую часть, он направлял всю мою нервную энергию внутрь. У меня душа всегда просится наружу, что-то отдать. А Егор говорил: «Ты отдавай, только вот туда, внутрь».

Вы рассказывали, что вам как актеру, контролирующему свое состояние, как раз интересно играть людей на грани сумасшествия.

Да, это как раз этот случай. Это очень интересная степень такой сильной слабости. Когда мы видим перед собой слабого человека, но совершающего такие поступки ради какой-то вселенской миссии, ради чести. В “Гоголе” есть такие моменты, особенно под конец, не буду спойлерить, где ты понимаешь, какие человеческие качества пробираются из него наружу. Это такая запутанность — вроде слабый человек перед тобой, но странный, какой-то психопатический, у него постоянный “нервный глаз”, тем не менее все его поступки логичны и оправданы. Он честен и со зрителем, и с нами и сам с собой. Он варится в своих страхах и пытается преодолеть их. Он — не простой герой, он сам движет и себя, и всю историю.

А Николай Васильевич может сам быть тем самым бессердечным и жестоким убийцей в «Гоголе»?

Конечно. После первой части можно будет подумать на каждого, в том числе и на Гоголя. Никто не знает, что произойдет дальше, и как повернется сюжет. «Гоголь» — это детектив, со смешением мистики и приключений, но, прежде всего, зрителям следует попытаться понять, что творится в истории. Это дико интересно. Я не завидую тем, кто «подсядет» на «Гоголя» (я бы сам точно подсел!) и будет томиться в ожидании новой части в кино.

Актриса Юлия Франц